Как гласит легенда, статус Хасеки присуждали женщине, родившей Султану наследника и, соответственно, являющейся любимой женой правителя. Этот термин ведет свою историю еще с тех времен, когда существовала Османская империя, а правил ей Осман. Что касается султана Сулеймана Великолепного, то наиболее известны две его Хасеки – Махидевран и Хюррем Султан.
Османский владыка имел нескольких жен, но преимущество Хасеки состояло в том, что султан благоволил к ней больше других. Если сравнивать со статусом Госпожи, то это было единственной привилегией Хасеки, поскольку она, в отличие от Госпожи, не имела права носить титул «Султан» и не имела доступа к управлению государством. В жизни султана роль Хасеки носила скорее интимных характер, а количество самих женщин, обладающих этим статусом, не ограничивалось и зависело от числа детей, рожденных от султана.
Сохранились достоверные исторические данные, что единственной женщиной, носившей статус Хасеки и ставшей впоследствии законной женой султана в соответствии с исламскими традициями, была Хюррем Султан. В то время это был первый случай, когда Хасеки приобрела статус Султан. До истории с Хюррем у султанов Османской империи не было законных жен.
Однако этот вопрос довольно спорный, поскольку, согласно все тем же историческим фактам, в 14-ом веке (самое начало империи османов) имели место факты никяха – бракосочетания османских правителей с избранными женщинами. В качестве примера можно привести брак Мурада I и Гюльчичек (Марии, Мары), приходившейся сестрой тогдашнему правителю Болгарии, а также женитьбу Баязида I на дочери владыки Сербии. Серия подобных бракосочетаний закончилась на браке Баязида и продолжилась лишь в годы правления Сулеймана Великолепного, после того, как в его гареме появилась прекрасная Хюррем.
Эти события зачастую связывают со сражениями, которые происходили в 1401-1402 годах между Баязидом и Тамерланом. В результате изматывающих долгих боев Тамерлан смог наконец одержать победу и взять Баязида в плен. Поскольку в Османской империи в те времена было принято отправляться на военную кампанию с супругой, то в плен вместе с Баязидом и его свитой попала также и его жена.
Тамерлан подверг Баязида и Деспину жестоким унижениям, посадил в клетку и демонстрировал всем желающим. Во время прохождения процессии через город Ахешир Баязид отравился, не сумев стерпеть подобного позора. Именно после этого случая прекратились бракосочетания Османских султанов, а также канула в лету и традиция, по которой жен нужно было брать с собой.
В XIV веке в Османской империи брак по расчету был нормой, в основном в жены брали принцесс из христианских стран. В XV веке официальные браки перестали заключаться, у султанов были только наложницы. И причины этому были вполне обоснованные. Уже к середине XV века Османская империя приобрела большой размах и мощь, более всего это проявилось после захвата Константинополя. Ввиду этого отпала необходимость в стратегически важных браках.
Кроме того, Османские султаны оперативно захватывали или уничтожали соседние страны, что сделало невозможными браки, которые заключались между разными династиями. Это стало еще одной причиной того, что султаны вместо законных жен проживали с наложницами. Хотя нужно отметить, что законом не возбранялись и официальные бракосочетания.
Все это подводит нас к тому факту, что именно султан Сулейман, женившись на Хюррем, сумел прервать эту негласную традицию, длившуюся как минимум полтора столетия (последним османом, решившимся на бракосочетание, был Базязид I, который женился на Деспине в 1389 г.).
Хюррем была не только первой женщиной, ставшей официальной женой султана после столь долгого перерыва. Она была и первой наложницей, ставшей еще при жизни своего супруга и повелителя абсолютной свободной женщиной. В результате этого среди других наложниц, которые проживали в гареме султана, Хюррем обладала небывалыми полномочиями и считалась наиболее уважаемой и привилегированной.
Окончательное формирование структуры султанского гарема закончилось после правления Мехмеда II. Сюда входили только наложницы, их иерархия напоминала пирамиду, в основании которой находились так называемые джарии – рабыни, которые не имели права распоряжаться своей судьбой и жизнью. На вершине этой пирамиды находилась Валиде – женщина, приходящаяся султану матерью. Другие обитательницы гарема находились внутри этой пирамидальной структуры. Их называли по-разному – калфы, уста, пейк, кадын, одалык, икбыла, гезде, Хасеки и прочие и прочие. Мать султана, Валиде Султан, всегда была главой гарема.
Попадая в султанский гарем, любая невольница должна была выполнять определенную работу и обучаться определенным наукам, чтобы иметь в будущем возможность карьерного роста. Обучали их в Старом городе. Девушку отдавали в распоряжение или вышестоящей невольницы, или человека из семьи правителя. В том случае, если сам Султан выбирал девушку и присваивал ей статус Хасеки, то ее переводили жить в Топ Капы, и там она становилась избранницей Султана.
Если во время увлечения правителя определенной наложницей она беременела, ее для вынашивания ребенка переводили снова в Старый Дворец, где в соответствующих условиях проходила подготовка к родам. Беременная от Султана невольница имела определенное количество прислуги и собственные комнаты. В том случае, если наложница не могла забеременеть, ее отдавали замуж за какого-нибудь государственного чиновника. После появления ребенка на свет родившая его наложница оставалась жить в Старом Дворце и воспитывала ребенка Султана, что было ее главной обязанностью.
Если рождалась девочка, то ее матери снова могил присвоить статус Хасеки. Естественно, рождение мальчика было более почетным, поскольку у него была потенциальная возможность стать главным наследником правителя и получить в будущем титул Султана. У женщины, родившей Султану сына, были большие перспективы, что заключалось в возможном проживании в санджаке, а также в присвоении ей статуса главы гарема.
Если сын наложницы становился султаном, то она сама уже называлась Валиде Султан, т.е. матерью правителя, и жила с ним в столице. Часто бывали случаи, когда наследник не доживал то того момента, когда становился султаном. Причиной этому были многочисленные распри за право обладания титулом султана, неминуемо возникавшие между братьями, или же различные болезни. В таких случаях Валиде Султан снова перебиралась Старый Дворец, где и жила до самой своей смерти. Именно поэтому Старый Дворец называли также Дворцом Слез.
До того, как гарем султана окончательно переехал в Топ Капы, именно из Старого Дворца поставляли новых наложниц правителю. Организационная структура гарема была очень хорошо продумана, в частности, это касается того, что султан от одной наложницы мог иметь не более одного сына. Это было незыблемое правило. Именно переезды из Старого Дворца в Топ Капы и демонстрировали показатель статуса невольниц.
Вот это-то правило и нарушил Султан Сулейман после того, как в его жизни появилась Хюррем. Родив правителю шехзаде (мальчика-наследника), девушка осталась с Султаном. Такое нарушение султанских традиций послужило причиной того, что в Османской империи родился новый статус невольницы – Хасеки.
Хасеки происходит от слова «хасс», то есть собственность правителя. К примеру, комнаты, где проживал султан, называли «хасс ода», территории, которыми владел правитель – «хассы». Кроме этого, у османов слово «хасс» означало также «священный».
В период правления султана Сулеймана у всех женщин, которые относились к его семье, был титул «султан». Это касалось как матери Сулеймана Хафсе Султан, так и девушек, родивших ему шехзаде (сына). Статус Хасеки Сулейман придумал в 1521 г., после того, как Хюррем родила ему сына Мехмета.
Желание Сулеймана оставить подле себя Хюррем и сделать так, чтобы она возвысилась в глазах окружающих как особенная, избранная им женщина, было столь велико, что он решился на это нововведение и сделал любимую первой носительницей этого титула. Хюррем была в жизни Сулеймана первой и единственной Хасеки.
Согласно историческим данным, когда Хюррем появилась в султанском дворце, Сулейман больше не обращал внимание ни на одну наложницу, кроме нее. И это было более чем странно. Мало того, Сулейман в 1534 году сделал ее законной женой, что послужило началом прочих перемен, произошедших с тех пор в османской династии.
Среди этих перемен можно назвать и продолжающуюся близость правителя с наложницей, родившей ему сына, и преобразование статуса Валиде Султан, и отмену принципа, по которому одна наложница имела право родить султану только одного сына, и устранение правила, гласящего, что мать была обязана находится подле своего сына в период, когда тот правил в санджаке. Нарушений старых устоев и традиций было немало, именно поэтому Хюррем подозревали в колдовстве.
Наложница становилась Хасеки благодаря тому, что у Султана возникала к ней особая симпатия. Сулейман имел только одну женщину, не только носящую этот титул, но являющуюся его женой на законных основаниях. Для сравнения можно напомнить, что Мурад III обладал огромным количеством невольниц, с которыми у него была интимная связь, и поэтому после его смерти осталось 20 сыновей и около 27 дочерей. Но Хасеки у него была только одна – Сафия, к которой правитель проявлял особую благосклонность и внимание, всячески превознося ее по сравнению с другими невольницами. Он присвоил ей титул Хасеки Султан, хотя прочие невольницы, родившие султану сыновей, назывались просто «мать шехзаде». Этот факт говорит о степени приближенности женщины к султану, поскольку в отличие от Хасеки другие наложницы могли всего лишь родить правителю ребенка.
Статус Хасеки отличался от статуса Султан тем, что потерять его было невозможно, даже в том случае, если девушка лишалась прежнего положения.
История Османской империи знает несколько случаев, когда девушка теряла титул Султан. К примеру, история с Гюльфем хатун, которая потеряла всех рожденных от султана детей. Можно вспомнить и Махидевран Кадын Эфенди и ее невестку Румейсы Кадын Эфенди. Эти женщины лишились своего статуса в 1553 г., после того, как умерли Мустафа, единственный сын Махидевран, который был главным шехзаде султана, и сын Мустафы (их обоих казнили). Махидевран лишилась не только своего сына, но и султанского титула, так же как и Румейсы, которая потеряла последнего из своих детей.
Что касается статуса Хасеки, то он помогал избежать подобного. Например, после смерти султана Ахмета I в 1617 г. его супруге Кесем Султан выплачивали в день по 1000 акче как обладающей титулом Хасеки. Это длилось до тех пор, пока ее сын Мурад IV официально не стал в 1623 г. султаном. Простым невольницам выплачивалось в день не более 40 акче.
Рожденный от Хасеки сын имел определенные привилегии, у него также было больше шансов взойти на престол после смерти отца, поскольку он являлся главным наследником. Поэтому и у его матери имелось больше шансов стать обладательницей титула Валиде Султан.
Кроме этого, у Хасеки имелась определенная власть в управлении Империей. Они исполняли роль представителя в тех случаях, когда султан намеревался заключить договора о перемирии или во время подписания различных соглашений дипломатического характера. Хасеки вели переписку с иностранными правителями, обменивались с ними подарками. Поэтому можно сказать, что благодаря Хасеки улучшались отношения между странами, налаживались необходимые связи. Естественно, все это осуществлялось под контролем султана.
Сохранились данные, что Хюррем Султан активно переписывалась с королем Польши Сигизмундом I, а позднее с его сыном Сигизмундом II. Кроме них Хюррем обменивалась посланиями с сестрой шаха Персии Тахмаспа. Хасеки Сафия обменивалась подарками и переписывалась с королевой Англии Елизаветой I. В этих письмах, кроме сообщений о присылаемых подарках, она обращалась с небольшими просьбами и вступала в контакты с послами Венеции. Это же делала и Хасеки Нурбану Султан, которая помимо этого общалась с французской королевой Екатериной Медичи и венецианскими дожами.
Поскольку титул Хасеки был создан в 1521 году султаном Сулейманом Великолепным конкретно для Хюррем Султан ради ее возвышения в глазах окружающих, то неудивительно, что его связывают именно с этой женщиной. Большие полномочия по сравнению с Хасеки были лишь у Валиде Султан. Если Валиде умирала, то главой гарема становилась Хасеки. К тому же благодаря введению именно этого статуса выбор будущего султана стал подчиняться другим критериям, изменился статус матери действующего султана, а невольница, носящая этот титул, стала постоянно находиться рядом с правителем.
Но тем не менее, это не означало, что султан непременно женится на Хасеки. Если законный брак имел место в ситуациях с Сулейманом и Хюррем и с Селимом II и Нубрабу Султан, то в других случаях этого не происходило (к примеру, Мурат III и Сафия Султан, Ибрагим Сумасшедший и Телли Хасеки, Мехмет IV Охотник и Гюльнуш Султан в брак не вступали).
Султаны, правящие впоследствии Османской империей, тоже не заключали браки со своими Хасеки, хотя их избранницы и обладали всеми преимуществами этого почетного титула, имели большой авторитет и полномочия, на которые они имели все права, поскольку становились любимыми женщинами своих правителей. |