Ранг икбал (или счастливые) размещался между простой гаремной рабыней и уважаемой дамой. Эту ранговую ступеньку можно было перешагнуть по воле случая или при помощи интриг. Множество очаровательных девушек постоянно совершенствовались в гаремных науках, чтобы преуспеть и войти в состав аристократии, опутав своими чарами посетившего гарем султана. Каждая из них мечтала обратить на себя внимание и выгодно выделиться на фоне остальных наложниц. Одни старались подловить момент, а других счастливый случай находил сам. Султана могла привлечь одалиска во время еды или одевания. Иногда он мог ею заинтересоваться на приеме или празднике.
В мусульманском мире мужчина не может смотреть на женщину с открытым лицом. Есть только одно исключение – султан, ему дозволено видеть любую женщину с открытым лицом. Несмотря на то, что эта привилегия повелителя не соответствовала мусульманским законам, она никогда не оспаривалась. В Коране есть четкое писание того перед кем женщине разрешено появляться с открытым лицом.
Женщины была обязана ходить со скромным видом, потупив взор, хранить свою непорочность. Не выставлять напоказ украшения, прикрывать разрезы на груди покрывалом. Их украшения было разрешено видеть только мужьям, отцам, свекрам, братьям или сыновьям братьев, свекрам, своим сыновьям и детям других жен, прислуживающей женщине или мужчине из числа обслуживающего персонала, не желавшего обладать женщиной, также малым детям, не осознававшим наготы в силу своего возраста. Согласно Корану, счастье женщины состоит не в том, насколько она желанна, и не в ее украшениях, а в том, что в ее душе живет Аллах.
Стоило султану изъявить желание навестить мать или одну из законных жен, как в гареме начиналась суматоха, все старались получше нарядиться и приготовить к посещению повелителя апартаменты. Придя в покои, где его ожидали, султан усаживался на диван, сидеть на котором мог только он, и принимал поднесенные ему угощения. Подававшие их рабыни могли в это время приблизиться к нему и показать себя во всей красе. Да и султан был не прочь полюбоваться прекрасными созданиями, порхавшими вокруг него и предлагавшими ему кофе и табак.
Нередко кому-то из них удавалось привлечь к себе внимание повелителя. Стоило зародиться интересу, как султан не скрывал его и, слегка улыбаясь, спрашивал ее имя. Этого знака было достаточно, чтобы рабыня попала в ранг гедзе. После специального знака, поданного рабыне матерью или женой султана, она могла подойти к нему и поцеловать край дивана, на котором он возлежал, и в этот момент ее ему представляли. На следующий день девушка покидала даирэ и переходила в другое помещение. Тут ее наряжали и наставляли накануне более интимного знакомства с султаном.
У Джорда Дориса описана типичная ситуация, при которой султан мог заинтересоваться девушкой не из числа живущих в Йилдызе, а за его пределами, и только изредка его навещавших. Так, однажды султан организовал в гареме праздник с танцами и балетом. Среди танцующих девушек его привлекла рабыня Местэ-Алем, которая служила его дочери, принцессе Зеккие.
На следующее утро по приказу султана двое евнухов прибыли во дворец принцессы и объявили ей его волю, что рабыня Местэ-Алем удостоена чести прибыть во дворец по желанию повелителя. Принцесса приказала приготовить рабыне благовонную ванну и присутствовала при ее туалете. Одетая в блистательные одежды и украшения, благоухая нежными ароматами, девушка в сопровождении евнухов отправилась в Йилдыз, где она получила наставления от Валиде. Несмотря на столь быструю «доставку» рабыня предстала перед очами султана только через три дня.
Неизвестно почему, но тот ее не признал. Может, виной был слишком изменившийся после преображений внешний вид рабыни, а может, минутная прихоть султана исчезла, но только тот резко повел бровью и приказал отвезти ее обратно. Рабыня пережила ужас и позор, только что она была готова возвыситься, и пережила падение. Разбитая девушка вернулась во владения принцессы уже без почестей и в сопровождении уродливого евнуха. Такой жестокий удар юная красавица так и не смогла пережить. Вскоре она начала кашлять, стала бледнеть и чахнуть и вскоре умерла.
Если гедзе становилась фавориткой (или любовницей) султана, и он не разочаровывался в своем выборе, то она возвышалась до ранга икбал, а это означало, что каждый месяц она будет получать денежное вознаграждение, у нее появится своя прислуга и евнухи.
Рассказывая о внутренних отношениях в гареме султана Абдул-Хамида, Джордж Дорис отмечает, что султан иногда, если было подходящее настроение, мог побеседовать со своими фаворитками. Во время общения с ними ему ничего не стоило выглядеть умным и блистательным, ведь на Востоке женщин не учили истории, политике и пр. Получив поверхностное воспитание, они были по-детски наивными. Султан любил рассказывать им общее положение дел в мировой политике, делился с ними историями, свидетелем которых он был сам или слышал в других дворцах. Все эти небольшие крупицы знаний, которые обитательницы гарема получали от своего господина, были теми небольшими познаниями, что они получали о жизни за стенами гарема, в который их доставляли еще в детстве и берегли, словно они были драгоценностями. Вся их жизнь проходила в стенах гарема, и они умирали здесь, так и не соприкоснувшись с реальной жизнью за его стенами.
Фаворитки тоже делились на «первых», «вторых» и т.д. Но это разделение было достаточно относительным. Султан мог себе позволить забыть о любой из них и увлечься любой другой рабыней.
В записках Мелек-ханум по этому поводу есть воспоминание об одалисках, шеи которых были обвиты белыми платками, на которых были вышиты стихи, то свидетельствовало о благосклонности к ним Султана. Будоражащие постоянно гарем страсти веселили султана, а управители гарема старались справиться с постоянными хлопотами, свалившимися на них. Понять, кто из обитательниц гарема сегодня любимая жена, а кто – фаворитка, непросто, особенно зная, что любовная фантазия султана может играть, так как ей вздумается. Подобная непостоянность повелителя в отношениях к женскому полу не давало расслабиться и самим фавориткам. Все они мечтали родить султану сына или дочь, ведь став матерью принца или принцессы, они автоматически поднимались на следующую ступеньку гаремной иерархии и получали титул кадин. И их дорога к цели была полна коварства и интриг.
Гарем султана:
1. Мать султана - Валиде-Султан
2. Великая казначейша - Хазнедар-Уста
3. Жены Султана
4. Эфенди (кадины)
5. Икбал
6. Кальфы
7. Обычные рабыни
8. Мужской персонал
9. Те, кто не был удостоен радости |